All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1101

Советы родителям

Тревожный ребенок

Марцинковская Т.Д.



Часто приходится слышать жалобы родителей: мой ребенок такой тревожный, он такой нервный, просто не знаю, что с ним делать. Прежде всего, давайте разберемся в том, что Вы имеете в виду, говоря - мой ребенок тревожный.

Если Ваш ребенок часто капризничает, упрямится, кидает игрушки, устраивает истерики, если он начинает плакать в ответ на Ваше замечание или требование что-то сделать, это еще не значит, что ребенок тревожный. Он может быть избалованный, капризный, агрессивный, упрямый, с ним действительно трудно, но это еще не проявления тревоги, которая может стать постоянной чертой характера или, что еще хуже, перерасти в невроз, в страх какого-то предмета или ситуации (фобию).

Если же он не хочет оставаться один, боится темноты или новых людей и новых, незнакомых ситуаций, с трудом засыпает и плохо спит, часто плачет, вздрагивает от резкого звука – тогда действительно, Ваш ребенок тревожный и есть серьезный повод для Вашего беспокойства.

Прежде всего, надо понять, в чем причина появления этой тревоги и страхов, которая может стать чертой характера и во многом источником не успешности и проблем Вашего ребенка в будущем, во взрослом возрасте. Таких причин может быть несколько, поэтому давайте сначала перечислим их, а затем попробуем понять, какая их них относится к вашему ребенку и что в этом случаем можно сделать, как ему помочь.

Основными причинами появления постоянной, а не ситуативной (то есть возникшей в неблагоприятной ситуации и проходящей вместе с изменением или с исчезновением данной ситуации) тревоги у детей дошкольного возраста могут быть:

1.      Сложности, возникшие в период прохождения возрастного кризиса 3-х лет

2.      Индивидуальные особенности Вашего ребенка

3.      Особенности характера, черты личности ребенка и, прежде всего, неадекватность самооценки

4.      Сильный испуг, пережитый ребенком стресс или аффективная ситуация.

5.      Нестабильная семейная ситуация, частые ссоры и конфликты близких взрослых

6.      Авторитарность, жестко транслируемые чрезмерно высокие требования со стороны взрослого

7.      Холодность, отгороженость близких взрослых, неумение или нежелание показать свою любовь и нежность к ребенку.

Как правило, эти причины достаточно тесно связаны между собой. Так, конфликтная атмосфера в семье чаще вызывает тревогу у детей эмоциональных, чувствительных, то есть имеющих определенные индивидуальные особенности, а авторитарность приводит к неадекватной самооценке. Однако, из множества связанных между собой причин одна является главной, ведущей, и для того, чтобы помочь ребенку, надо обязательно ее найти. Ведь, исправляя второстепенные условия, не затронув основные, мы никогда не сможем окончательно победить страхи Вашего ребенка. Потому давайте присмотримся к нему вместе и постараемся разобраться, что же стало источником его тревоги и неуверенности в себе.

Прежде всего, поговорим о тревоге, которая появляется в результате неблагоприятных условий, в которые попадает ребенок. Причин, в основном две – сильный испуг, серьезное негативное переживание, которое испытал ребенок (например, авария, пожар, смерть кого-то из близких и т. д.), либо неспокойная, конфликтная или эмоционально холодная ситуация в семье.

Эти причины возникновения тревоги и страхов являются внешними по отношению к ребенку, однако надо помнить о том, что даже самая неблагоприятная ситуация может вызвать серьезные нарушения в психике только в том случае, если имеются какие-то предпосылки в структуре личности, в характере самого человека. Ведь некоторые дети более устойчивы к негативным воздействиям среды, а некоторые малоустойчивы к стрессам, и у них на фоне кратковременного сильного или слабого, но постоянного негативного переживания могут развиваться невротические реакции. Первым их проявлением становятся страхи – сначала не очень выраженные, а постепенно все более серьезные, переходящие в фобии (страх высоты, темноты, собак и т.д.), то есть устойчивый, панический страх какой-либо предмета или ситуации. Со времен, фобии могут расширяться, затрагивая и смежные области – и ребенок начинает панически бояться уже многих вещей, плохо спит и видит страшные сны, часто плачет по пустякам, настороженно относится к новым людям и ситуациям. Поэтому Вы должны постараться как можно быстрее отреагировать на неблагоприятную ситуацию, чтобы не дать закрепится страху ребенка. Желательно это сделать сразу после пережитого испуга или, хотя бы после появления первых неблагоприятных симптомов постоянной тревоги и повторяющихся страхов – плач, капризы, расстройство сна. Главное, надо отвлечь ребенка от навязчивых страшных образов и воспоминаний - постараться переключить его внимание на положительные переживания, развлечь и развеселить его, может быть купить что-то приятное, что давно хотелось иметь ребенку. На некоторое время не рекомендуется оставлять его надолго одного, почаще разговаривать ним и не давать возвращаться мысленно к травмирующему событию. Иногда, после особенно тяжелых стрессов (смерть близких, авария, серьезная травма) возможно изменение внешней ситуации (например, переезд на время в другое место). В некоторых случаях возможно, наоборот, попытаться разговорить ребенка именно на тему травмирующего события, попросить нарисовать свой страх, сочинить рассказ о событии и т.д. Более подробно об этом мы поговорим ниже, обсуждая наиболее распространенные способы преодоления тревоги.

Однако, к счастью, ситуации, вызывающие такие тяжелые последствия, не так уж и часты. Гораздо чаще встречаются случаи, когда причина тревоги кроется в неблагоприятной семейной ситуации, в неправильном стиле общения, выбранном взрослыми с ребенком.

Если обобщить все сложные семейные ситуации, можно, как уже было сказано выше, говорить о трех вариантах условий, вызывающих тревогу – конфликт (развод), авторитарность, высокие требования, предъявляемые к ребенку и холодность, отгороженность близких.


Следующая страница (2/3) Следующая страница

Дата публикации: 19/06/2007
Прочитано: 3616 раз
Дополнительно на данную тему:
Индивидуальные особенности детей
Качества личности детей
Готовность к школе

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100