All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Психологические теории

Когнитивная психология

Марцинковская Т.Д.


Когнитивная психология рассматривает психику как систему когнитивных реакций. При этом постулируется связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с  компьютером, то есть психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Методом анализа функционирования этой системы стал микроструктурный анализ психических процессов. Поэтому серьезное достоинство когнитивной психологии – это точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологическую науку к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которой она стремилась много веков. Однако и в данном случае, как и в аналогичных, эта точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики в отличие от модели.

Это направление появилось в американской науке в 1960-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций, отрицавших роль сознания и подходивших к интеллекту в основном как к способности научаться путем проб и ошибок. Тот факт, что попытки пересмотреть такую интерпретацию когнитивных процессов Толменом не нашли отклик в 1940-50-е годы, доказывает, что в то время методология бихевиоризма еще себя не исчерпала, а сама эта школа еще плодотворно развивалась, достаточно вспомнить теории Скиннера, Бандуры, Долларда, о которых говорилось выше. Но к середине ХХ века ситуация изменилась, так как становилась совершенно ясной (особенно для психологии США) невозможность и непродуктивность игнорирования сознания и выведение его из предмета психологии.

Так появляется новое психологическое направление. Его возникновение порождено скорее общим направлением и логикой развития психологической науки, чем открытиями конкретных ученых, тем не менее, можно говорить о деятельности двух психологов, в наибольшей степени способствовавшей консолидации нового направления. Д. Миллер (р. 1920) создал первый научный центр когнитивной психологии и начал разрабатывать новые методы изучения познавательных процессов. У. Найссер (р.1928) выпустил в 1967 году книгу «Когнитивная психология», в которой изложил основные положения этого направления.

В 1960 году при Гарвардском университете Миллером совместно с Д.Брунером был создан центр когнитивных исследований. Противопоставляя свои работы все еще превалировавшим в тот период бихевиоральным исследованиям, в центре изучали разнообразные познавательные процессы – восприятие, память, мышление, речь, в том числе и анализ их генезиса.  Именно генетический аспект познания, как было показано выше, и стал ведущим для Брунера.

Для Миллера и других когнитивистов приоритетной же оставалась ориентация на анализ функционирования уже сформированных процессов и их структурный анализ. Параллельно начались работы по изучению деятельности искусственного интеллекта, причем в некоторых случаях упрощение моделей шло в ущерб анализу когнитивной системы человека.

Осознанию своего предмета и метода когнитивная психология обязана Найссеру и его книге, о которой уже упоминалось выше. Он, также как и Пиаже, доказывал решающую роль познавательного компонента в структуре психики, в деятельности людей. Очертив основной круг проблем нового направления, Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Он предположил, что когнитив­ные процессы лучше всего изучать, модели­руя информационный поток, проходящий через различные стадии трансформации. Для объяснения сути происходящих процессов, им были предложены такие термины, как "иконическая па­мять", "эхоическая память", "преднастроечные процессы», «фигуративный синтез» и созданы методы их изучения, такие как визуаль­ный поиск и селективное наблюдение.

Первоначально он также занимался исследованием "искус­ственного интеллекта", однако затем отошел от этих работ, вследствие тех недостатков, о которых говорилось выше, критикуя некоторых из своих коллег за чрезмерное внимание к этому вопросу, сужающее эффективность когнитивной психологии. Эта позиция Найссера была подкреплена и материалами, подученными им при изучении проблемы экологии восприятия. Он пришел к выводу о том, что любое изучение искусственных моделей переработки информации (например, деятельности оператора), недооцени­вает то обилие информационных стимулов,  которые получает человек в естественных информационно насыщенных условиях. Эти мысли Найссера получили отражение в его новой книге «Познание и реальность» (1976). Высказанные им теоретические соображения были подкреплены проведенными им экспериментами (например, при изучении разде­ленного и селективного внимания).

Метафора компьютера, которая, как упоминалось, очень распространена в этом подходе, легла в основу работ, в которых компьютерные программы выступают моделью для понимания процессов обработки информации человеком. Положительным в этом является тот факт, что интеллект не рассматривается как набор последовательных, часто мало связанных этапов или ступеней переработки информации, как это было в традиционной психологии, когда  вслед за ощущением шло восприятие, затем память, мышление и т.д. Здесь это комплексная система, имеющая сложную структуру, а иерархия построена на типах переработки информации и зависит от предстоящих задач.


Следующая страница (2/2) Следующая страница

Дата публикации: 01/10/2007
Прочитано: 11954 раз
Дополнительно на данную тему:
Глубинная психология (психоанализ)
Гуманистическая психология
БИХЕВИОРИЗМ
Экзистенциальная психология
Общая характеристика методологического кризиса в психологии
Общая характеристика гештальтпсихологии
Генетическая психология

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100