All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Психологические теории

Экзистенциальная психология

Марцинковская Т.Д.


Экзистенциальная психология существенно отличается от других психологических направлений тем, что в ней уже в первой половине ХХ века наиболее выпукло отразились  те новые тенденции, которые стали наиболее очевидны в конце ХХ века – ориентация на философию, на поиск новых методов исследования психики, прежде всего, структуры и содержания личности, интерес к анализу индивидуального опыта, единичных случаев, к нарративам. 

Основным положением этого направления является понятие Daseis (бытие в мире, вот-бытие) – оно подчеркивает неразрывность человека и мира.  Человек осуществляется в этом мире, реализуя заложенные в нем потенции к существованию, а мир реализуется, высветляется через человека, в его активности. При этом бытие происходит здесь и сейчас, и люди должны стремиться к полноте проживания каждого мгновения жизни. Не менее важно и положение о необходимости понимания сущности индивидуального бытия,  которым должен обладать каждый, так как  осознание этой сущности помогает аутентичному существованию, а неаутентичное  бытие  приводит к болезни.

Как и психоаналитики, экзистенциалисты – Босс, Бинсвангер,  были практикующими психиатрами, поэтому и в их исследованиях, как и в работах  Фрейда, Юнга, других психоаналитиков, значительное место отводится описанию отдельных случаев психических заболеваний, иллюстрирующих и/или доказывающих правоту выдвигаемых положений.  Однако для экзистенциальной психологии, в отличие от психоанализа, важно было не только описание негатива, но поиск позитива, тех потенциальных способностей в человеке, которые дают ему возможность выйти из болезни, прийти к гармонии (аутентичности) с собой и миром, добиться личностного роста.

При этом для экзистенциалистов настоящее важнее  прошлого, они отрицают каузальность, а потому не считают, что прошлое, например, детские травмы, приводят к неврозам, депрессиям и другим отклонениям и болезням, которые человек переживает во взрослой жизни.

Как и многие другие ученые того времени, экзистенциальные психологи искали новых форм объяснения психического и новых методов его изучения. При этом они отвергали не только перенос естественнонаучных принципов в психологию, но и, как было сказано выше, принцип детерминации, который, по их мнению, не применим к психологии, так как к человеческой психике невозможно приложить причинно-следственные объяснения. Детерминация психики может, по их мнению, основываться только на биологии, а в духовной сфере нет и не может быть такой безусловной причинно-следственной связи. Поэтому, с точки зрения экзистенциализма, невозможно противопоставлять душу и тело друг другу.

Вместо понятия каузальность или детерминация экзистенциалисты полагали необходимым введение понятия мотивация. Мотивация предполагает наличие внутреннего, психического источника и механизма поведения. Важным моментом, определяющим своеобразие подхода экзистенциальной психологии к личности, является убеждение в том, что источником мотивации является сам человек, который представляет собой активную и развивающуюся личность, а не пассивную вещь. Отношение к человеку как к предмету, с их точки зрения - одна из основных причин невротизации людей, которые также начинают рассматривать себя как вещи, предметы, не имеющие собственной воли, мотивации.

Объяснение причин поведения, активности человека стало одним из  наиболее  уязвимых и спорных мест в концепции экзистенциальной психологии. Так как экзистенциализм отвергает идею каузальности, то причиной поведения не может стать стимул внешней среды или соматическое состояние человека. Причина кроется только в нем самом, в его свободном выборе. Доказывая  различие между мотивацией и причинностью (каузальностью),  Босс приводил в пример различия между окном, захлопнувшимся от порыва ветра (который является причиной данного факта), и окном, закрытым человеком, который мотивирован на данное действие холодом, проникающим из окна, или каплями дождя. Причина же в этом случае – физическое давление руки на оконную раму. Так как человек понимает, какая мотивация направляет его поведение и каким образом оно должно осуществляться (холод – окно-давление руки на раму), то мотивация тесно связана с пониманием и регуляцией поведения, в которых слиты физическое и духовное. Однако понимание и свобода выбора еще не гарантирует его адекватность и мудрость, человеку свойственно ошибаться, плохо осознавать себя и свое бытие, а потому люди свободные выбирать аутентичное или неаутентичное существование часто выбирают второе. Результатом такого выбора становится отчуждение, фобии, страдания. 

Одним из ведущих постулатов, объединяющих экзистенциальную и гуманистическую психологии, стало отношение к свободе, которая рассматривается как главное и неотъемлемое свойство человека. При этом, в традициях Эпикура, свобода и ответственность связываются в единое целое – человеке  свободен в выборе своего поведения, своих поступков, и он ответственен за этот выбор, за свое существование в мире.

В развитии экзистенциальной философии и психологии огромное значение имеет социальная ситуация, в которой появилось и расширялось это направление. Ведь идея о том, что существует конфликт не только между личностью и обществом, но и внутри самой личности, актуализируется в науке именно на рубеже Х1Х-ХХ веков.  При этом тема духовного (и психического) распада личности,  кризиса цивилизации становится одной из ведущих  для многих психологов, философов, художников. О. Шпенглер, А. Бергсон, П. Жане, З. Фрейд доказывали, что культура близится к закату, что свобода воли может привести человека к отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию, бессознательному.

 

Авторы

 Цели   Daseis (бытия- -в мире) 

Основные достижения

Л. Бинсвангер

Стремление к аутентичности, реализации всех потенциальных возможностей

Экзистенциально апририорные структуры Миро-проект, модусы бытия,

Экзистенциальный анализ

М. Босс

Стремление к свободному личному выбору

Экзистенциалы – характеристики существования,   Daseinanalysis

 В. Франкл

Стремление к обретению смысла жизни

Учение о ценностях, биологический, психологический и ноэтический уровни существования  человека.

 


Дата публикации: 01/10/2007
Прочитано: 3759 раз
Дополнительно на данную тему:
Глубинная психология (психоанализ)
Гуманистическая психология
БИХЕВИОРИЗМ
Когнитивная психология
Общая характеристика методологического кризиса в психологии
Общая характеристика гештальтпсихологии
Генетическая психология

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100