All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1101

Советы родителям

Готовность к школе

Марцинковская Т.Д.


Готовность к школе – это сложное комплексное образование, в содержание которого входят не отдельные знания и умения, но их определенныйнабор,вкоторомдолжны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Этопохожена набор необходимых продуктов,без которых нельзя приготовить определенного блюда,хотя пропорции его составляющихмогутбыть разные, они могут дополнять друг друга и недостаток одногоможеткомпенсироватьсябольшимколичеством другого,но совсем без них хозяйка обойтись не может.
Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»?Это, прежде всего, мотивационная, личностная готовность, в которую входит «внутренняя позиция школьника», а такжеволевая готовность,интеллектуальная готовность, а такжезрительно-моторная координация.
Конечно, данный перечень пока еще вам ничего не говорит,амногиеродители спросят,неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры,что это еще завнутренняя позиция школьника,о которой твердят психологи.Неменее важным является и другой ваш вопрос - а могут лиродителисамиподготовитьсвоего ребенка к школе?Давайте попробуем, прежде всего, разобраться, что же это за составляющиепсихологическойготовности к школе,а тогда уже вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества увашего ребенка. Начнем по порядку.

Хочет ли ребенок в школу?

Мотивационная готовность определяется наличиему детей желания учиться.Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу,и,следовательно,мотивационная готовность у них есть.Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойтив школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга.
Ребенок может хотеть в школу потому,что все его сверстники туда пойдут,потому,что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно ипочетно, наконец, потому,чтокшколе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.Крометого,всеновое привлекает детей,а в школе практически все - и классы, и учительница,и систематические занятия являются новыми.
Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы иготовыприлежно трудиться.Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский садили сидит дома с мамой. Дети в 6 лет уже хорошо понимают,что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, ноне можете не купить ручку или тетрадки, таккакпокупка, например "Барби" диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а ранца или учебника - обязанностьюпередним.
Точно также дети видят,что взрослые могут прерватьихсамуюинтереснуюигру,но не мешают старшим братьям или сестрам,когда тезасиживаютсяза уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу,так как он хочетбыть взрослым,иметь определенные права, например на ранец или тетрадки,а такжезакрепленные за ним обязанности - например рано вставать,готовить уроки ( которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что длятого, чтобыприготовитьурокему придется пожертвовать, например игрой или прогулкой,но в принципе он знаетипринимает тотфакт,чтоурокиНУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника ииметьего права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», о которой мы с вами только чтоговорили и которая является основой готовностик школе.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам,однако если ребенок часто слышит вдомеразговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил,если он видит,что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что онидет в школу,то такая позиция может и не сформироватьсявообще. Важно также рассказывать детям о том, что именно значит бытьшкольником,почемуонстановится более взрослым, поступиввшколуи какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже 5 летним детямможно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка мотивационной готовности к школе.
Однако правомерен вопрос: «В чем же ценность позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?» Вопрос совершенноправильный, нодело в том,что мотивационная готовность к обучению или как ее еще называют познавательная мотивация,не возникает на пустом месте,а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешнейстороне учебы, к процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям,к правилам поведениявшколе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интересксодержаниюзанятий,к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе.Мы же с вами сейчас говорим толькоо готовности,то есть о состоянии,которое предшествует приходу в школу.А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника,то есть стремление в школу и готовностьсоблюдать школьные обязанности и правила и является главной составляющей,основойпсихологической готовностик школе, основой того,что в новой обстановке вашребенок будет чувствовать себя комфортно.Без такой готовности,как бы хорошо ребенок не умел читатьиписать,онне сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость,он будетстаратьсявыйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, это может быть стремление скорее поиграть на переменках либо негативное отношениек товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будетмешать вашему ребенку учиться,как бы хорошовы его не готовили к занятиям дома. Таким образом, мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чеминтеллектуальная. Мы специальноподробно остановились на этой составляющей готовности к школе,так как по многолетним наблюдениям известно, что, к сожалению, именно на этот аспект многие родителимало обращают внимания,считая его не очень важным. Но теперь,когда вы поняли необходимость этого фактора, мы надеемся, что вы постараетесьобратить серьезноевниманиена формирование у вашего ребенка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.

Нужно ли уметь читать?

А теперь давайте разберемся, что же такое интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе,а основа ее - это обучение детейнавыкамписьма, чтения и счета. Именно это убеждение, дорогие родители,и является причиной ваших ошибок при подготовке детей и ваших разочарований при отборе в школу.
На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенныенавыкиу ребенка должны быть.Однакоглавное - это наличие у детейболеевысокогоуровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания,памяти, мышления, дает возможность ребенку читать,считать,решать задачи «про себя»,то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин «знаковая функция сознания»для обозначения такогоинтеллектуального уровня детей. А связаноэто название с тем,что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определенные знаки (рисунки,чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы.Выможетеобъяснить ребенку,что для того,чтобы посчитать,сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сам машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки-заместители машинок.Для решенияболее сложной задачиможно предложить детям построить чертеж,который бы помог представить условие задачки ирешитьеена основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всеболее условным, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данныеобозначения(палочки,схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания», о которой мы с вами толькочто говорили. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать вумеуже достаточно сложные задачи.

Следующая страница (2/2) Следующая страница

Дата публикации: 03/11/2007
Прочитано: 3919 раз
Дополнительно на данную тему:
Тревожный ребенок
Индивидуальные особенности детей
Качества личности детей

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100