All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Социальная психология

Процессы социализации и индивидуализации, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Марцинковская Т.Д.


Проблема вхождения человека в новую социальную действительность рассматривалась на протяжении большей половины ХХ века как проблема социально-психологической адаптации – как в онтогенетической парадигме (в случае взросления ребенка и постепенного вхождения его в мир взрослых), так и в случае перехода взрослого человека в другую социальную и даже этническую группу. При этом фактически не стоял вопрос об индивидуальных формах такого процесса, а возможные вариации рассматривались на основе особенностей приспособления к предложенным обществом нормам, дающим (или не дающим) человеку реализовать его интересы и склонности в просоциальной активности. В качестве одного из наиболее жестких вариантов такого подхода можно рассматривать теорию модельной личности Р. Бенедикт и М. Мид.
Введение многомерных подходов в анализ структуры социальной среды и расширение границ индивидуальной активности и избирательности в процесс вхождения в социум, позволили перейти от понятия адаптации к понятию социализации, которая рассматривалась как взаимодействие ребенка и взрослого, при котором общество предъявляет человеку определенные нормы, но не настолько жестко, чтобы исключить возможность их вариативного использования и некоторой трансформации в определенных, разрешенных обществом, границах. Еще одним важным моментом, усиливающим возможность личностной избирательности и активности в процессе социализации, является наличие различных социальных и культурных групп с достаточно серьезно отличающейся нормативностью в поведении, общении, ценностях, что дает человеку дополнительные возможности в процессе категоризации – то есть в процессе поиска соответствующей его стремлениям, интересам и индивидуальности группы. Таким образом, появляются основания для сравнительного анализа характера протекания двух процессов – социализации и индивидуализации.
Исследования в области социальных представлений (С. Московиси), работы К. Гергена, доказывающие, что человек в значительной степени сам конструирует окружающую социальную действительность исходя из своей мотивации, своих интеллектуальных и личностных возможностей, своей пассионарности, еще больше расширили границы личностной активности в процессе социализации, показав, что это по-настоящему творческий процесс, при котором человек создает не только свой субъективный образ мира, но, частично, и саму реальность. При этом индивидуальность во многом определяет границы этой активности и вариативности процесса социализации.
Теоретический анализ показывает, что в рамках классической психологии процессы социализации и индивидуализации рассматриваются как диаметрально противоположные по целям, направлению и механизмам развития. Данной позиции придерживаются представители разных классических направлений, несмотря на имеющиеся между ними существенные методологические отличия (психоанализ, бихевиоризм, теория деятельности).
В парадигме неклассической психологии начинают разрабатываться подходы, предполагающие взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, их гармоническое сочетание. Основанием для пересмотра традиционных взглядов стало разделение понятий общество и культуры, вариативность и многообразие механизмов развития личности (идентификация, отчуждение, интериоризация, экстериоризация и т.д.), а также расширение границ личной свободы человека, имеющего право на нонконформизм, на преодоление давления окружающих, особенно в тех случаях, когда фрустрируется его стремление к самореализации.
В современной науке понятия социализация и индивидуализация наполняются новым содержанием, новым является и подход к их взаимоотношению и взаимодействию. Основанием для пересмотра прежних представлений является методология постмодернизма, предполагающая полипарадигмальный характер исследований, расширение понятия «активность», которая проявляется не только в индивидуальном характере реакции и способов взаимодействия с внешним миром, но и в конструировании субъективного образа этого мира.
Таким образом, современные подходы к проблеме социализации и индивидуализации дают возможность связать в единое целое стремления человека к социализации, укорененности в определенной группе, и индивидуализации, сохранению своего стиля деятельности и общения, позволяющие достичь наиболее полной самореализации человека. При этом процесс вхождения человека в социум (и вхождение ребенка в мир взрослых, и мигрантов в новую социальную и культурную среду) рассматривается как соотношение категоризации разных групп, из которых состоит социальный мир, и самокатегоризации, подразумевающей осознание своего «Я» и поиск наиболее адекватных для данного человека групп идентичности.

Дата публикации: 18/12/2007
Прочитано: 9021 раз
Дополнительно на данную тему:
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
Междисциплинарный подход к исследованию развития идентичности

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100