All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1101

Советы родителям

Качества личности детей

Марцинковская Т.Д.



 Качества личности не являются врожденными, они формируются при жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Индивидуальные особенности  являются той основой, на которой формируется структура личности Вашего малыша. Да, да, я не оговорилась, применив понятие личности к 4-5 летнему ребенку. Дело в том, что рождение личности происходит очень рано, уже на рубеже 2,5-3 лет, когда ребенок начинает проявлять самостоятельность, начинает употреблять местоимение «Я». Кризис «Я-сам», который происходит около трех лет, является первым свидетельством рождения личности Вашего ребенка. Конечно, это еще не то понятие личности, о котором мы говорим, применительно к взрослому человеку. Ребенок еще не сознает ни причины своих поступков, ни своих черт характера (например, не понимает умный он или глупый, веселый или не очень, общительный или замкнутый и т.д.). Однако, честно говоря, не всегда и многие взрослые могут дать отчет в причине своих поступков и хорошо знают себя. Главное, что у ребенка в этом возрасте появляются новые черты, которые и позволяют говорить о нем, как о личности, хотя еще только формирующейся. Это - появление собственной мотивации и самооценки.

В течение дошкольного возраста возрастает независимость детей от окружающей ситуации, их поведение определяется мотивами, которые начинают складываться в определенную иерархию, пока еще не осознаваемую ребенком. Независимость от ситуации связана с тем, что ребенок стремится к удовлетворению той потребности, которая является ведущей в его структуре мотивов в данный момент. При этом одновременно он может хотеть реализовать два или три желания – например, взять понравившуюся вещь без спроса и при этом сохранить хорошие отношения с взрослым. К 5-6 годам дети, во многом благодаря тем сюжетным играм, в которые они играют, начинают осознавать и тот факт, что существует определенная социальная система отношения, в которой каждый человек выполняет определенную роль – например, мамы, папы, воспитательницы и т.д. У него возникает желание также получить какое-то место в этой системе отношений, которое было бы более четко связано с определенным поведением, чем место ребенка. Как правило, эти стремления связаны с новой мотивацией – поступления в школу, а потому, естественно, что и та социальная роль, к которой стремится ребенок, связана со школой. 

Появление собственных мотивов, стремлений и целей поведения, хотя и не всегда ясно сознаются ребенком, но имеют для него огромное значение, помогая формированию его самосознания, развитию интеллекта и более точного и правильного образа мира и себя в нем. Однако именно эти положительные и важные для полноценного развития человека качества формирующейся личности могут стать и причиной его тревоги.  

Собственная мотивация связана, естественно, со стремлением реализовать свои желания в поведении, получить желаемое или избегнуть того, чего не хочется делать. Конечно, не все желания ребенка идут ему во благо, не все и реально выполнимы – например, невозможно купить все понравившиеся ему игрушки или разрешить не принимать лекарство во время болезни. Поэтому взрослые справедливо ограничивают многие стремления ребенка, говоря ему: «Нельзя так делать, делай иначе». Однако если запреты и замечания, особенно сделанные в форме «Делай только так, как я сказала», постоянно сопровождают ребенка, он начинает упрямиться, капризничать. У одних детей (например, с доминированием экстрапунитивной направленности) это принимает форму постоянной агрессии и желания противоречить взрослому, у других - форму постоянной тревоги – я сделал что-то не так. Полимотивированность, при о которой в сознании сосуществуют одновременно два и больше мотива (например, желание сделать что-то по своему и желание получить похвалу взрослого), приводит к тому, что если вы постоянно одергиваете ребенка и не даете ему возможности реализовать оба мотива, то у большинства детей, независимо от их индивидуальности, возникает тревога и неуверенность в себе.

И тут мы подходим к самому важному новообразованию в личности ребенка – к самооценке. Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, писали о том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе. То есть одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное эмоциональное отношение к себе в сочетании с точным и полным знанием о себе, то есть человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, то есть люди видят ребенка таким же, каким он видит себя сам, что доказывает и ее правильность, адекватность. О важности самооценки даже для совсем маленького ребенка писал известный ученый и врач Б.Спок, подчеркивая, какими должны быть правильные взаимоотношения между ребенком и взрослым, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации. Однако родители, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем и, особенно в дошкольном возрасте, положительная самооценка детей может нарушаться, что приводит к разнообразным отклонениям в процессе становления их личности и общения с окружающими.

Родителям надо помнить, что представление о себе, первая самооценка детей дошкольного возраста является на самом деле оценкой взрослого. Поэтому постоянные замечания, игнорирование пусть даже не всегда успешных попыток детей сделать что-то самостоятельно, недооценка его стараний могут привести к неуверенности в себе, снижении притязаний на успех в осуществляемой деятельности. Тревога и страх неудачи в этот период усиливаются еще и тем, что именно в этом возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. В том случае, когда взрослые поддерживают начинания ребенка и поощряют его действия, у него развивается инициатива, которая приводит, в конце концов, к высокой результативности, а также к снижению тревоги и боязни неудачи даже у тревожных, интрапунитивных от природы детей. Особенно важными уверенность в себе и инициатива становятся в последующем, в школьные годы, придавая ребенку смелости в его занятиях, при подготовке уроков, ответах на вопросы учителя. Фиксация на неудачах, а также завышенные требования, с самого начала предъявляемые к ребенку взрослым, наоборот, убивают инициативу, заставляя детей прекратить не очень удачные попытки сделать что-то новое или сложное. Неудачи приводят к появлению чувства вины, к боязни потерять любовь родителей, к страху перед любым новым делом, новой ситуацией, с которой можно опять не справиться, что приведет к нареканиям. Так уже к 5-6 годам у детей начинают появляться различные невротические комплексы. Боязнь неуспеха, страх быть не таким умным, веселым, ловким, общительным как все, как хотят видеть ребенка близкие, приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.


Следующая страница (2/2) Следующая страница

Дата публикации: 20/06/2007
Прочитано: 3847 раз
Дополнительно на данную тему:
Тревожный ребенок
Индивидуальные особенности детей
Готовность к школе

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100