All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Психологические теории

Генетическая психология

Марцинковская Т.Д.


Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896 - 1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии. 
Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. Еще в 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же времени он начинает, в качестве помощника, свою работу в музее биологии. В университете он занимается преимущественно биологией и философией и в 1918 году получает докторскую степень за свою работу о моллюсках. После окончания университета Пиаже едет в Цюрих, где знакомится с работами К. Юнга и с техникой психоанализа. В какой-то степени этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.
Большое значение для Пиаже имела его работа в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 году для работы в лаборатории А. Бинэ над шкалами измерения интеллекта. В это же время он начинает уделять большое внимание изучению тех типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Бинэ. В 1921 году Пиаже возвращается в Женеву, где Клапаред приглашает его на должность директора института Ж-Ж Руссо. Одновременно он начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг "Мышление и речь ребенка"(1923), "Моральное суждение у ребенка" (1932). В них он излагает основы своей концепции когнитивного развития детей, рассматриваемое им как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий.   Дневниковые записи, основанные на наблюдении за развитием собственных детей, дали ему дополнительный материал для этой концепции.
В последующие годы Пиаже сочетает преподавательскую работу (профессором Невшательского и Женевского университетов) с различными административными должностями, публикует книги, в которых пересматривает и дополняет свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-51 годах Пиаже создает свой основной труд "Введение в генетическую эпистемологию" (1951), а в 1955 году возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. В должности директора этого центра Пиаже состоял до конца своей жизни.
Свою теорию развития детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Так дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из двух сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, и они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку, которой был закрыт один из сосудов.
Таким образом Пиаже приходил к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.
Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего и обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру. При этом адаптация не является пассивным процессом, но активным взаимодействием организма со средой. Эта активность является необходимым условием развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой или как писал Пиаже "схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом." Одним из любимых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камушки, играя с ними, выстраивая их в ряд и, таким образом, открывает понятие один, два, много.
Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы - ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом схема действительно является адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации. Сам процесс развития, по мнению Пиаже, является чередованием процессов ассимиляции и аккомодации таким образом, что до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно. Так в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свое исследование развития мышления через изучение развития речи детей, повторив ошибку В. Штерна. Собирая типичные вопросы детей, например, "почему дует ветер, ходит ли солнышко в гости к луне, откуда берется дождь и т.п.", Пиаже начал задавать эти вопросы самим детям, анализируя их ответы. Он пришел к выводу, что процесс развития мышления - это процесс экстериоризации, то есть мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других.

Следующая страница (2/4) Следующая страница

Дата публикации: 20/12/2007
Прочитано: 7930 раз
Дополнительно на данную тему:
Глубинная психология (психоанализ)
Гуманистическая психология
БИХЕВИОРИЗМ
Когнитивная психология
Экзистенциальная психология
Общая характеристика методологического кризиса в психологии
Общая характеристика гештальтпсихологии

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100