All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1087

Социальная психология

Междисциплинарный подход к исследованию развития идентичности

И.В. Иванова


Идентичность, концептуально представленная, прежде всего, в работах Э. Эриксона, а также других представителей различных психологических школ и направлений, рассматривается в психологии как чувство и осознание человеком своей тождественности, целостности и непрерывности во времени и пространстве. Это динамическая, развивающаяся структура, обусловленная сочетанием трех уровней детерминации – биологического, социального и духовного.
Междисциплинарный подход в психологии, предполагающий проведение исследования в русле естественнонаучной и гуманитарной парадигм с учетом объяснительных принципов смежных с психологией наук, открывает возможность полнее и глубже изучить феномен идентичности, выявить больше данных о структуре и содержании идентичности, об этапах и кризисах в ее развитии на протяжении всего жизненного пути человека, о факторах, влияющих на этот процесс. 
На основе интегрирования различных концепций и теорий (при их взаимной согласованности и логике) становится возможным сохранение множества перспектив рассмотрения, способов описания и интерпретации полученных данных при изучении различных видов идентичности, включая соматическую, социальную (этнокультурную) и личностную. Появляется простор для анализа различных граней идентичности, ее сознательного и бессознательного уровней, влияния когнитивных и эмоциональных процессов на ее становление, различных механизмов ее развития, роли внутренних и внешних факторов (в том числе этнической и культурной среды) в ее формировании с учетом активности субъекта в построении образа себя.
 При изучении идентичности целесообразным является использование не только объективных методов (эксперимента, стандартизованных тестов), разработанных в русле позитивизма, но и субъективных (интроспекции, самоописания, биографического метода, исследования индивидуального случая) в сочетании с проективными методами. Динамическую составляющую в развитии идентичности позволяет проследить применение лонгитюдной и срезовой стратегий, каждая из которых обладает своими преимуществами.
Данные эмпирического исследования позволяют выделить основные тенденции в развитии идентичности – развитие дифференцированности, осознанности и целостности. Возрастание степени осознанности и структурированности идентичности приводит к тому, что объективные, социально заданные критерии становятся основой, на которой начинают систематизироваться личные самоощущения и эмоционально значимые оценки. Переживания помогают структурированию идентичности, так как позволяют соединиться объективным и субъективным параметрам идентичности в единое целое. Переживания способствуют становлению и содержания идентичности, делая его более реалистичным и адекватным тем формам, которые задаются социальной средой.

Дата публикации: 20/12/2007
Прочитано: 4006 раз
Дополнительно на данную тему:
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
Процессы социализации и индивидуализации, их взаимосвязь и взаимозависимость.

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100