All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Психология личности

Нарратив как метод исследование психологических особенностей личности подростка

О.В. Гавриченко


В настоящие время все большее распространение в неклассической психологии поучает методология постмодерна, подразумевающая не только использование различных парадигм и методических оснований при исследовании психической реальности, но и включение в исследование психического развития методов, позволяющих  реконструировать события жизни человека через призму  его позиции. Особенно важными использование нарратива становится в психологии развития.
В современной  психологии подходы к нарративной проблематике можно разделить на  два основных  направления  – нарративная психология, или «теория» нарратива, и психоаналитическая терапия, или «практика» нарратива.
 Нарративная психология (Т. Сарбин, Г. Олпорт, Дж. Бруннер, К. Герген, А. Керби, Ч. Тейлор и др.) утверждает, что смысл человеческого поведения выражается с большей полнотой в повествовании, а не в логических формулах и законах, поскольку понимание человеком текста и понимание им самого себя аналогичны. Человек  достигает самопонимания через нарратив, выделяя в жизненном потоке определенные моменты, обладающие для него смыслом и оценочным значением. В рамках нарративной психологии можно выделить  два теоретических направление: представители первого, «социально-конструктивистского», занимают довольно  радикальную позицию в вопросе о том, что такое личность и как происходит самопонимание (личность – это «текст», ее понимание подобно пониманию текста). Так, например, Дж. Брунер выделяет два модуса сознания: нарративный модус самоосмысления отражает жизненный контекст и уникальный индивидуальный опыт; парадигматический, или логико-научный, модус является общечеловеческим – это форма нарратива, выработанная в ходе культурного развития человечества и приспособленная к межличностному общению. Соответственно психологи выделяют следующие нарративные структуры человеческой личности: «комедию» (победа жизни над смертью отменяет общественные нормы и условности, подавляющие желание),  «романс» (идеализирует прошлое и традиции), «трагедию» (показывает поражение героя и его изгнание из социума), «иронию» (подвергает сомнению предыдущие варианты нарративных структур, когда они не справляются с задачей выстраивания жизненных смыслов).  Во втором направлении развития нарратива происходит отождествление   самопонимания и самоидентификации (понимание себя равнозначно осознанию своей социальной принадлежности).
Оба подхода подчеркивают необходимость учета именно той реальности, на которую ориентируется человек, его социально-культурного контекста.
   В «практике» нарратива главной задачей  является изучение   индивидуальных случаев или в целом биографий обычных людей для конструирования на их основе типичных моделей психических структур. Нарратив в этой парадигме исследования  рассматривается как средство организации личного опыта, отражающее эмоциональное состояние рассказчика. Анализ нарративов основан на идеях интертекстуальности (все, что автор узнал до создания своего текста, невольно и неосознанно прорывается в его «творении»), множественной интерпретации и неотделимости текста от контекста, диктующего его оценку и проводится при помощи контент- аналитических методов. Таким образом,  дневниковые записи   мы можем рассматривать как материал для  нарративного метода изучения. Поэтому такое занчение приобретает использование нарративного подхода в исследованиях подротскового возраста.
Подростковый возраст – это период в онтогенезе, в течении  которого содерадние Я-концепции, индивидуальные особенности и мотивы поведения рефлексируются человеком, и нередко мысли и рассуждения по поводу своих переживаний мы можем обнаружить в дневниковых записях подростка.  Именно в этот момент у молодого человека происходит  осознания своей уникальности, своих личных качеств и способностей. В дневниковых записях  подросток обращается к своему детскому прошлому и выстраивает проекцию себя в будущем, а это дает ему  возможность осознания временной протяженности собственного «Я», что является одной из основных задач психического развития в этом возрасте. Подросток именно на этом жизненном этапе пытается зафиксировать в дневнике все, что происходит с ним,  анализирует  свои действия и чувства, и таким образом молодой человек стремиться к самоотчетам, т.е.  фактическому нрративу. Процесс рефлексии стимулирует формирование не только когнитивной сферы, но и личности и творческой активности подростка. Этот процесс оказывает влияние  на формирование «Я-концепции» в  подростковом возрасте. Благодаря рефлексии подросток начинает осознавать себя в разных ролях, требующих разнообразных способностей и качеств личности, поэтому представления о себе становятся все более  четкими и  структурированными.  Л.С. Выготский, Л.И. Божович связывали   процесс становления личности с осознанием иерархии мотивов. К концу этого возрастного периода у молодого человека должна сложиться постоянная и осознанная иерархическая структура, в которой ведущими выступают потребности, ставшие ценными для подростка. Сделать  представления о себе более структурированными, осознать иерархию мотивов и их изменение,  подростку в ряде случаев помогает ведение дневниковых записей, в которых он каждый  день фиксирует свои эмоциональные  состояния, описывая свой жизненный  нарратив. 
Поэтому, изучая  психологические особенности развития личности в подростковом возрасте, мы можем  применять нарративный метод исследования, направленный на анализ дневников подростков. В этих записях мы находим субъективное отражение переживаний и поведения подростка, которые могут помочь и психологу  и самому подростку в решении  психологических трудностей возникающих на данном возрастном этапе. Нарратив в этом случаи – это жизненная история, рассказанная подростком не собеседнику, а записанная им на страницах  дневника.
Дневниковые записи дают нам особую возможность более точно узнать субъективное  восприятие проблем подросткового возраста. Первой в психологии развития изучала дневники и подростков Ш. Бюлер. В ходе исследований ей удалось  выявить то, что юноши ведут дневник главным образом в ранний период взросления.  Для них в дневнике главным является фактическая информация. В нем протоколируются и структурируются  события прошедшего  дня. Содержание дневниковых записей у юношей касается их самих или тех,  с кем они связанны совместными занятиями или соперничеством. Девушки позже начинают вести дневник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем верного товарища в решении своих повседневных проблем. Их больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. В своих записях девушки чаще используют прямую речь, и они сильнее стремятся сохранить дневник в тайне.
Х. Ремшмидт приводит данным исследований,  которые классифицируют различные функции дневниковых записей. К первой относится фиксация воспоминаний. Этот аспект присутствует во всех дневниках. Возможно, в нем проявляется стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта в фазу его быстрых изменений. Нарратив предполагает фиксацию в тексте личного опыта. Следующий функцией ведения дневника является катарсис. После письменного изложения пережитого, проблем и чувств у многих молодых людей, испытывающих гнет обстоятельств, наступает облегчение. Нарративное изложение своей истории помогает подростку пережить вновь те эмоциональные состояния и испытать катарсис.  Дневник также может нести функцию замены друга или подруги, одновременно идеализируя своего партнера. Каждый дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. И это функция самопознания. Ведя записи, подросток должен четко  формулировать свои взгляды. В результате их записи к ним можно возвращаться неоднократно и продолжать их обдумывать. Здесь,  как и любом другом  нарративе, мы  предполагаем несколько  интерпретаций событий, и, просматривая одну и туже запись, подросток может увидеть разные нюансы в ситуации и в своем поведении. Следует отметить также, что у дневника подростка есть и  функция  самовоспитания. В  дневнике подростки находят выход стремлению к самосовершенствованию. Часто в записях содержатся планы организации дня или недели или четко сформулированные правила собственного поведения. Дневникам также свойственна и  компенсаторная функция. Так, робкий    подросток может смело высказывать свое мнение и точку зрения на ту ситуацию или проблему, о которой он боится   говорить открыто с друзьями или с родителями. На страницах своего дневника можно спокойно изложить свои  переживаниях и не бояться  быть осмеянным ровесниками, особенно если у подростка не складываются отношения в среде его сверстников. Такие записи помогают подростку сохранять свою целостность и внутреннее равновесие. 
Также необходимо выделить творческую  функцию дневника подростка. Для кого-то из молодых людей ведение дневника – это возможность выразить свои творческие способности: к стилю ведения записей предъявляются литературные требования; чувства, события  и проблемы излагаются художественно, иногда  и с применением  необычных выражений. Часто в таких дневниковых записях встречаются стихотворения или фразы в виде афоризмов правил поведения. Этот аспект особенно важен для литературно одаренных подростков. Дневниковые записи могут послужить началом для написания  книги, где прототипом  главного героя, возможно,  будет сам автор, а основной сюжетной линией станут события из  жизни, описанные в дневнике подростка. 
В научно-методической литературе выделяются следующие виды дневников: коллективный, индивидуальный, личный, учебный. Под «индивидуальным»  дневником традиционно понимается «отдельный» в сопоставлении с «коллективным»  дневником и считается, что «индивидуальный» дневник становится «личным» по мере того, как записи в нём начинают приобретать самодеятельный характер, основанный на свободном выражении личности пишущего. В результате дневник начинает выступать отражением духовного мира автора. В этом дневнике могут иметь место как духовно-нравственные искания пишущего, так и заметки о повседневных событиях и намеченных планах.
В настоящие время мы можем также выделить современный  вид дневника, который в последние годы становиться все более популярным в среде подростков и молодежи. Это так   называемые «Блоги» -  ведение  дневника  через интернет.   Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре?менной значимости. Бло?ггерами называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов сети принято называть блогосферой.  По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными или клубными) и общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими. Отличия блога от традиционного дневника в том, что блоги обычно публичны или доступны хотя бы определённому множеству пользователей интернет сети. Это определяет и отличает блоговые записи от дневниковых. Ведение дневника изначально  не предполагает чтения этих записей посторонним человеком, а блоги, напротив, доступны  сторонним читателям, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах). В этой связи блоговые дневниковые записи являются не только личным психологическим переживание автора, но и темой для обсуждения других посетителей его веб-странички. Автор блога знает, а возможно и ожидает  определенной оценки и реакции, окружающих на  тему или морально-нравственный вопрос,  который  он затрагивает в своем сетевом дневнике. В этом случаи подростку проще говорить на сокровенные и волнующие его вопросы, высказываясь через веб-страничку и получая отклики на свои переживания. Это дает возможность молодому человеку почувствовать, что он не одинок в своих трудностях и проблемах, и получить психологическую поддержку в середе  сверстников или  взрослых.   Подросткам нравится такое  самовыражение через  интернет пространство  и интерактивное взаимодействие через сетевые журналы-дневники. В блогах, по-прежнему, могут сохраняться те же психологические функции, что и в обычных дневниках.  Однако следует отметить, что личный блог может вестись одним лицом, как правило, его владельцем, не только открыто с указанием фамилии, имени и контактов, но и под чужим именем или псевдонимом. Это дает возможность подростку как автору веб-странички оставаться анонимным.  Интернет-блоги мы также можем исследовать с точки зрения их нарративной специфики. 
В целом дневниковые записи имеют большое значение как средство решения проблем в период взросления, служат важной и действенной формой осознания самого себя на фоне типичных и специфичных проблем этого возраста.
Таким образом, дневник  который ведет подросток, фиксирует социо-культурный контекст его  жизни, реконструирует жизненные события через призму личностной позиции, а потому является нарративом, который предполагает фиксацию уникального индивидуального опыта, который мы видим на страницах дневника подростка.  

Список литературы
Алексеев К.И. Метафора как объект исследования  в философии и психологии //Вопросы психологии. – 1996, № 2.
Троцук И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт современных социальных наук // Вестник РУДН, серия Социология.- 2004, №6-7.
Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: рассказы пациентов о личной истории //Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002, № 1-2.
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.:Просвящение,1989.
Край Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. – СПб.: «Азбука»,  2000.
Марцинковская Т.Д. Психология развития. – М.: Академия, 2005.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994.   
Юнг К.Г. Человек и его символ. -  М.: Серебреные нити, 2002.


Дата публикации: 09/11/2008
Прочитано: 12773 раз
Дополнительно на данную тему:
Общая характеристика понятий индивид, индивидуальность, субъект, личность
Индивидуальные качества и стиль жизни человека.
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Понятие «идентичность» в зарубежной психологии.

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100