All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Hовые исследования

Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе



В  настоящее время при поддержке РГНФ (проект  07-06-00333а) проводится изучение одной из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем социализации детей.  
Исследование направлено на изучение сложного и многоаспектного процесса вхождения детей и подростков в современный мир. Трудности и отклонения, возникающие в процессе социализации, в настоящее время осложняются теми кардинальными изменениями, которые происходят в российском обществе, изменениями, касающимися всех сторон окружающей действительности – политической, экономической, нравственной. Происходящие в обществе изменения  трансформировали содержание норм и ценностей, казавшихся устойчивыми и укорененными в общественном сознании. Кардинальный и противоречивый характер происходивших и происходящих в настоящее время изменений привел к появлению неопределенности в социальных ожиданиях людей  и амбивалентности в их отношении к ценностным ориентациям и нормам.
Следствием этого стали негативные изменения в содержании социальной идентичности старшего поколения, и, как следствие, сложности, возникающие в процессе трансляции норм и ценностей поколению подрастающему. Поэтому первой проблемой, нашедшей отражение в содержании исследования, является изучение наиболее часто возникающих несовпадений в ценностных ориентациях, аттитюдах и нравственных эталонах у подрастающего (детей младшего школьного и подросткового возраста) и старшего поколения.
Помимо этого в исследовании  изучается вопрос о механизмах, способствующих присвоению, интериоризации норм, без чего невозможен нормальный процесс социализации, так как внешнее усвоение норм и правил без их эмоционального принятия, приводит только к адаптации, следствием которой является пассивное или активное отвержение социально принятых ценностей и эталонов. В рамках данной проблемы предполагается исследование социальных переживаний, способствующих интериоризации транслируемых взрослыми нормативов поведения, нравственных эталонов и ценностных ориентаций, а также анализ наиболее существенных изменений в их содержании в разных возрастных группах.
В течение первого года работы было проведено теоретическое изучение и методологическое обоснование проблемы взаимосвязи и взаимодействия процессов социализации и индивидуализации.
Теоретический анализ показал, что в рамках классической психологии процессы социализации и индивидуализации рассматриваются как диаметрально противоположные по целям, направлению и механизмам развития, при этом их конфликт усиливается в ситуации неопределенности. В парадигме неклассической психологии начинают разрабатываться подходы, предполагающие взаимосвязь  процессов социализации и индивидуализации, их гармоническое сочетание. Основанием для пересмотра традиционных взглядов стало разделение понятий общество и культуры, вариативность и многообразие механизмов развития личности (идентификация, отчуждение, интериоризация, экстериоризация и т.д.),  а также расширение границ личной свободы человека
Ведущим фактором, расширяющих границы продуктивного взаимодействия двух этих процессов является  «индивидуальный стиль социализации», который дает возможность становления активной позиции в заданном обществом  направлении. Для гармоничного развития человека  важное значение имеет  вопрос о критериях успешной социализации, не фрустрирующей личностный рост людей, что делает возможным объективировать психологическую составляющую процесса вхождения детей и подростков в социальный мир.
 Таким образом, на основе теоретического анализа было сконструировано новое содержание понятий социализации и индивидуализации. Установлено, что одним из основных факторов, делающим возможным соотнесение этих процессов между собой, является методология постмодернизма, предполагающая полипарадигмальный характер исследований и расширение понятия активность. Одной из детерминант, определяющих взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, является соотношение личностной и социальной идентичности.
Новый теоретический материал стал основой для разработки новых методик изучения процессов социализации и становления личностной и социальной идентичности у современных детей, подростков и взрослых. В соответствии с теоретическими выводами был определен план, стратегии и методы экспериментальной деятельности. Разработан и опробован в ходе пилотажного эксперимента опросник социальных представлений (три варианта для соответствующих возрастных групп испытуемых), направленный на изучение ценностных ориентаций и моральных норм. Опросник включает в себя в разных модификациях не только прямые вопросы о ценностях и этических представлениях респондентов, но и исследует их социальные представления о таких важных сферах социальной действительности как семья, взаимоотношения разных поколений, социальные стереотипы и установки, претерпевающие серьезные трансформации в эпоху социальной неопределенности и постепенно стабилизирующиеся в настоящее время.  Для подростков включены вопросы, направленные на исследование социальных представлений о разности стереотипов и ценностей в разных возрастных группах (подростки, взрослые, пожилые люди), а для взрослых респондентов предполагается изучение некоторых аспектов экономической социализации, для чего в опросник были введены вопросы о социальных представлениях в этой сфере. 
Разработаны новые и частично модифицированы уже имеющиеся рисуночные методики для изучения социальных переживаний. В используемых в настоящее время рисунках полярных эталонов было добавлено новое содержание, несколько изменена инструкция и способы интерпретации материала, в том числе проводится стандартизация символов в разных возрастных и социальных группах. Также добавлены новые варианты рисуночных методик, в том числе и рисунки переживаний и настроения в разных ситуациях. Помимо рисуночных методик в процессе пилотажного следования были опробованы варианты использования нарратива (в том числе рассказов о себе и самопрезентаций) с последующим контентанализом. 
Результаты эмпирического исследования генезиса содержания личностной и социальной идентичности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста позволяют утверждать, что с развитием  дифференцированности их содержания, увеличивается конгруэнтность разных планов в представлениях детей о себе, возрастает взаимосвязь личностной и социальной идентичности. Эти закономерности оказывают прямое влияние на процесс социализации и индивидуализации детей, при этом возможность гармонического сочетания  этих процессов  у детей 6-10 лет остается невысокой.
Результаты эмпирического исследования роли ценностных ориентаций и социальных переживаний в процессе социализации младших школьников и подростков показали, что влияние семьи на процесс социализации с возрастом не снижается. Это подтверждается выявленным в ходе исследования фактом совпадения нравственных норм у детей и взрослых. Трудности в процессе социализации детей и подростков обусловлены их негативным отношением к социальным нормам, ценностям мира взрослых, либо формальным их соблюдением при отсутствии эмоционального принятия.
Результаты эмпирического исследования процессов социализации и индивидуализации взрослых (студентов гуманитарных вузов) показали, что степень социализированности взрослых феноменоменологически проявляется в симптомокомплексе черт, который включает социометрический статус, уровень репрезентации представлений о социальной действительности, уровень самооценки, особенности ценностной сферы. Доминирование индивидуальных ценностей достижения, социальной власти характерно для хорошо социализированных взрослых, в то время как низкая степень социализированности связана с преувеличением своей значимости в  социальном пространстве и предпочтением коллективных ценностей.


Дата публикации: 09/11/2008
Прочитано: 6353 раз
Дополнительно на данную тему:
Информационная социализация: междисциплинарный и мультипарадигмальный подход
Обзор результатов проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и французской гуманитарной науки в первой половине ХХ века.

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100