All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Hовые исследования

Информационная социализация: междисциплинарный и мультипарадигмальный подход

Марцинковская Т.Д.


В настоящее время при поддержке РФФИ (проект 10-06-00262-а) проводится теоретико-эмпирическое изучение роли СМИ и СМК в процессе социализации подростков и молодежи. Проект направлен на изучение закономерностей и механизмов процесса социализации в ее разных аспектах – когнитивном, мотивационном, поведенческом. Обогащение и развитие научных представлений о процессе и механизмах социализации происходит в результате получения новых данных в социологии, педагогике, политологии, культурологии, разных отраслях психологии (психологии развития, акмеологии, социальной психологии, этнической психологии, педагогической и других.). Поэтому существуют запросы как общества в целом, так и фундаментальных и прикладных наук в понимании современных особенностей процесса социализации на разных этапах онтогенеза. Необходимо отметить и тот факт, что междисциплинарный характер проблемы социализации в разных ее аспектах диктует возможность и необходимость ее рассмотрения в разных парадигмах и в разных дискурсах, включающих и когнитивные аспекты, и индивидуально-личностные, и социальные. Пристальное внимание к проблеме социализации в настоящее время связано с несколькими причинами. В условиях глобализации и «сужения» географического пространства происходит расширение пространства межличностных контактов, взаимодействия между людьми разных культур, разных социальных и этнических групп. Значимой причиной повышения интереса к проблеме социализации является увеличение неопределенности, которая связана с постоянными трансформациями ценностей, норм, эталонов в современном, изменяющемся мире. В обществе постоянно меняются «правила игры» даже в относительно стабильных социальных группах. Исходя из этого, можно констатировать, что процесс социализации как таковой происходит не только в первые 10-15 лет жизни, но на протяжении всего жизненного пути. Не менее важным фактом, является то, что успешная самореализация любого человека требует социального принятия окружающими результатов творческой активности человека. Современная социальная ситуация диктует необходимость становления активной и гибкой жизненной позиции, стимулирующей людей к использованию всех имеющихся у них потенциальных способностей для самореализации и личностного роста в рамках тех социальных условий и той культуры, в которой они растут и развиваются. В связи с этим возникает настоятельная потребность в изучении процесса присвоения людьми разных поколений и, особенно, подростками, юношами и девушками своего индивидуального и культурно-исторического прошлого и способности аутентично конструировать свое будущее. В центре проекта стоит задача эмпирического исследования и теоретического обоснования методологии и методов исследования процесса информационной социализации, выявление ее основных тенденций и закономерностей в современном российском обществе. Изучение особенностей информационной социализации позволяет конкретизировать представления, как об общих закономерностях процесса социализации, так и об особенностях в процессе восприятия и переработки разных видов информации, а также влияния на этот процесс социально-личностных и индивидуально-личностных характеристик человека. Информационное пространство не может рассматриваться изолированно от общего пространства социализации человека, оно входит в общую структуру поля социализации. В то же время, если динамика и институты социализации исследованы достаточно широко и многогранно, то разные виды и источники информации, которые также могут рассматриваться как разновидность социализационных институтов, практически не изучены. Практически не исследована и психологическая феноменология информационного пространства, также как и критерии, на основании которых можно разделить источники информации на группы. Проблема социализации в разных ее аспектах является одной из основных для современной психологической науки. В настоящее время наряду с известными институтами все большую роль начинает играть СМИ и СМК. Однако в большинстве работ СМИ рассматривается лишь как фактор, но не как самостоятельный институт социализации, в большей степени играющий на «расширение» и «смягчение» границ между разными группами с одной стороны, но одновременно позволяющий выстраивать жесткие установки на членов других групп. Новый подход к процессу социализации требует пересмотра некоторых методологических и методических положений. В теоретической части исследования было доказано, что методология постмодерна и конструкционистская парадигма являются наиболее адекватными для исследования процесса информационной социализации в современных условиях неопределенной и изменчивой среды. При этом культура информационного общества предполагает в качестве одного из основных аспектов исследования процесс информационной социализации, включающей не только когнитивные, но и эмоционально-личностные и поведенческие аспекты этого процесса. Используемый в исследовании подход опирается на работы в области социальных представлений (С. Московиси) и положения П. Бергера, Т. Лукмана, К. Гергена, доказывающие, что человек в значительной степени сам конструирует окружающую социальную действительность. Методология, используемая в данном проекте, соотносится и с понятием З.Баумана «текучая современность». Эта позиция исходит из того, что при «жесткой культуре» возможны определенные, жесткие нормы, правила и институты социализации, четко определяющие технологии и результаты воздействия. Современная многомерная культура предполагает «жидкую» социализация, в которой возможно многоаспектное и не направленное воздействие, а результат может быть отсроченным, латентным. В то ж время в исследовании впервые соединяются, так как в современной ситуации неопределенности и трансформаций, связанных в том числе и с расширением инновационных технологий, все больше внедряющихся во все, в том числе информационные сферы действительности, необходимо теоретически пересмотреть и эмпирически исследовать новую роль СМИ и СМК как в многоаспектном воздействии социализации, так и в неопределенном и, вместе с тем, активном характере ответа субъекта на эти воздействия. Характерной чертой неопределенности является тот факт, что причинно-следственные отношения не всегда могут предсказать, как отреагирует человек даже на знакомые раздражители. Наши данные показывают, что информационная социализация расширяет границы личностной активности, при этом выбор источника информации может быть по-настоящему творческим процессом, на основании которого человек создает свой образ мира и себя. В процессе работы было предложено разделение понятий информационного пространства как общего социокультурного пространства, в котором живут, общаются и действуют люди, и понятия информационного поля, представляющего конкретный источник или группу источников информации. Предложено рассматривать информационное поле как специфический институт социализации. Была разработана классификация информационных полей, исходя из: 1. степени влияния и/или степень доверия к информации; 2. формы представленности информации; 3. принадлежности к определенным информационным группам; 4.содержания информации, 5. целевой направленности информации. Результаты эмпирического исследования показали, что во всех возрастных и социальных группах нет устойчивой сети представлений об окружающем мире. При этом была выявлена некоторая положительная тенденция у более молодой выборки (подростков и студентов) к систематизации социальных представлений и, частично, информационных полей. В малых городах СМИ выполняют роль источника и объекта гражданской и этнической идентичности, в то время как в больших – групповой и личностной. Полученные данные показали возможность прогнозирования выбора поля информации и, частично, формы СМИ, в зависимости от референтности группы, профессиональной и групповой идентичности, информационных предпочтений в одном из сегментов информационного пространства. Было выявлено, что чем моложе субъекты информационной социализации, тем больше доля электронных СМИ в структуре их информационного пространства.


Дата публикации: 06/09/2011
Прочитано: 3512 раз
Дополнительно на данную тему:
Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе
Обзор результатов проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и французской гуманитарной науки в первой половине ХХ века.

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100