All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Hовые исследования

Обзор результатов проекта Российского гуманитарного научного фонда «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии»

Алиева Э.Ф., Карабанова О.А.


События последних лет продемонстрировали исключительную опасность экстремистских течений в современном мире. Провоцируя конфликты, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, экстремистские настроения создают реальную угрозу миру и безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества. Для российского государства, исторически сложившегося как многонациональное, особую опасность несет этнополитический экстремизм, вносящий раскол в российское общество, нарушающий межнациональное согласие. Взаимоотношения населяющих Россию народов всегда выступали как значимый фактор ее внутренней и внешней политики. На разных этапах развития государства удавалось найти форму межнационального согласия, снимающего остроту противоречий, объективно существующих в любом многонациональном государстве – противоречий между стремлением сохранить национальную самобытность и движением к интеграции всего многонационального общества. В постсоветский период проблемы межнациональных отношений приобрели особую остроту. Процессы демократизации раскрепостили национальную энергию, в значительной мере сдерживаемую ранее тоталитарными механизмами. Распад СССР качественно изменил ситуацию в межнациональных отношениях, со всей силой проявились национальные интересы и устремления. Положительным результатом демократического развития стало утверждение многими народами своей идентичности, становление и институционализация этнических общин, национально-культурных организаций. Этнополитические процессы зачастую развивались в националистическом направлении, а национальные движения принимали экстремистские формы национал-шовинизма и национал-сепаратизма. Частым явлением стала открытая пропаганда расового и национального превосходства, дискриминации по этническому и национальному признаку, нагнетание нетерпимости и вражды на национальной почве. Региональный сепаратизм и этнополитические конфликты стали тормозом демократического развития общества, реальной угрозой целостности государства, его национальной безопасности. В таких условиях, когда отчетливо просматривается тенденция к расширению масштабов этнополитического экстремизма, разработка эффективных мер по противодействию этому явлению становится приоритетной государственной и международной задачей. В связи с этим, актуальным в настоящее время становится обращение к принятым ранее мерам, таким как Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.). Эта программа имеет сегодня новый импульс в связи тем, что в декабре прошлого года по инициативе Премьера России среди обычных грантов Российского гуманитарного научного фонда были выделены так называемые стратегические гранты с другими объемами финансирования и с другими целевыми установками. В качестве одного из этих грантов Владимир Владимирович Путин поддержал грант, который называется «Толерантность как фактор противостояния ксенофобии в российском обществе». Выделение и обозначение на высшем политическом уровне подобного рода проблематики говорит о важности и необходимости продолжения начатой работы. Главную суть проекта можно обозначить в двух тезисах. Первый – управление рисками ксенофобии в российском обществе. И второй – движение от парадигмы конфликта к парадигме толерантности как зона, связанная с развитием сплоченности нашего общества, прежде всего, посредством поликультурного образования и в целом, поликультурной жизни. С программной речью о реализации проекта «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» в Российской академии образования 25 мая 2011 года выступил его руководитель, декан факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Юрий Петрович Зинченко. В своем выступлении Ю.П. Зинченко, анализируя сложившуюся в современном мире, сформулировал проблему, которой посвящена работа проекта. Путь цивилизованного решения этих насущных проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, экономических, идеологических, социально-психологических и управленческих методов. Необходимо использовать весь арсенал рычагов, способных устранить причины ксенофобии, способных снизить напряженность и нестабильность в обществе, устранить конфликтные ситуации, способные спровоцировать экстремистские проявления. Такая работа должна основываться на демократических нормах международного права и действующей законодательной базе Российской Федерации. Конфликт, сколь бы обстоя¬тельно не пытались превратить его в «перпетуум мобиле» био¬логической эволюции, в антаго¬низм как источник динамики социально-экономической ис¬тории или в борьбу между со¬знательным и бессознательным в индивидуальном развитии личности Чарльз Дарвин, Карл Маркс и Зигмунд Фрейд, — только один из факторов разви¬тия природы, общества и лич¬ности. Эти идеи имеют право на существование, но благодаря им у нас возник своего рода фильтр: мы всюду видим и ищем конфликты. Наряду с конфликтом биологи, историки, социологи и психологи все зорче начина-ют различать многочисленные феномены симбиоза непохо¬жих друг на друга видов, этно¬сов, конфессий, партий и лич¬ностей. Если бы не существова¬ло толерантности как универ¬сальной нормы сосуществова¬ния различных форм эволюци¬онного развития, то волны аг¬рессии, конфликтов, нетерпи¬мости, фанатизма, геноцида, ксенофобии, этнофобии, человекофобии давно бы стерли лю¬бые проявления разнообразия на Земле. И всеобщая гомоген¬ность, однородность, тотали¬тарность, серость, неподвиж¬ность воцарились бы в мире. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность». В нем суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержание от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим», в персидском — «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению». В русском языке существуют два слова со сходным значением — толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым. Можно ли через рациональное, вербальное общение привить толерантность? Можно ли с помощью разговоров, убеждений сделать так, чтобы вообще какие-то социальные нормы стали нормами, а потом и установками сознания? Вот критический вопрос не только для программы по проблемам толерантности, а для всего образования, которое хочет взрастить ту или иную культуру человека. Мы живем в мире вербального образования, рационального образования и часто не отдаем себе отчета в том, что вербальное образование порождает только равнодушное значение и не порождает смыслы, не порождает мотивы. Вопрос о создании установок толерантности – это вопрос о создании мотивации человеческого поведения. Если мы не найдем возможность создавать мотивы, которые нами двигают, если мы не найдем пути создания и формирования установок, которые определяют наше сознание, у нас никогда ничего не получится. Во многих пропагандистских изданиях, в газетах, которые традиционно характеризуются как экстремистские, не используются тексты рационального характера, там все время идет суггестия, внушение, приобщение к норме через заражение сознания. Отсюда возникает оппозиция: либо найти формы диалога, которые рождали бы какие-то миры, либо конструировать те или иные ситуации, которые приводили бы к заражению через общение. Мы считаем, что сегодняшнее рациональное обучение не является эффективным способом порождения установок и норм сознания. Это абсолютно однозначный вывод. Индустрия искусства, индустрия кино, индустрия средств массовой коммуникации – основной канал, через который мы должны двигаться, если хотим, чтобы в этом мире действительно появились установки толерантного сознания, которые могли бы противоборствовать установкам интолерантного сознания. Роль медиатора толерантности – это роль человека, который идет на взаимодействие с фундаментализмом и никогда не знает, чем для него лично завершится это взаимодействие. Что нужно для толерантности? Главное – суметь встать на место другого человека и увидеть мир его глазами. Преодолеть нравственный эгоцентризм. Постараться увидеть мир по-другому. Создание приемов, приводящих к идентификации с другим человеком, – один из уникальнейших путей в культуре. Есть огромное количество обрядов, традиций, которые могут помочь взращиванию культуры толерантности. Например, обряд братания. Замечательную формулу вывел Киплинг: Мы с тобой одной крови. Ты и я. При всем различии мы – одни и те же. Норма, показывающая, что мы при всей непохожести, при всем различии близки – это и есть норма толерантности. Толерантность – это искусство жить с непохожими людьми. Толерантность – это норма ценности отличий другого человека и поддержка этих отличий. Толерантность – это норма, которая позволяет не только понять другого человека, но и принять его, что намного сложнее. Толерантная культура – это не черно-белое видение мира. Толерантная культура – это видение различий. Сегодня мы стоим перед чудовищной по сложности задачей. Мы должны понять главное: толерантность начинается с личности свободного человека как индивидуальности. Личность – это точка отсчета. Защита права личности на возможность иного видения реальности – это не только альтруизм. Идеология толерантности имеет эволюционный смысл, который заключается в том, что мы начинаем ценить различия разных людей, тем самым мы ценим и различные выходы из конфликтных ситуаций. В ситуации кризиса, тупика всегда выиграет культура достоинства и толерантности, а не тоталитарная культура. Толерантность как норма поддержки разнообразия эволюционно выигрышна в культуре. Кто встает на путь толерантности, тот обеспечивает стратегический эволюционный выигрыш. Кто встает на путь тоталитарный, где уничтожаются все различия, рано или поздно подрубает путь своего собственного развития. Задача воспитания в духе толерантности не является абсолютно новой для российской науки и российской действительности, но в новых экономических и политических условиях, порожденных всемирным экономическим кризисом, проблема формирования толерантности приобрела новое звучание. Сложность задачи определяется междисциплинарностью проблемы, поэтому для обсуждения этой темы и нахождения путей преодоления социальной напряженности и ксенофобии, была сформирована команда специалистов из разных областей знания: социологии, психологии, экономики, антропологии, этнологии, политологии, журналистики, а также коммуникативистики и PR. С апреля 2011 года началась активная работа по проекту. На базе Вышей Школы Экономики и Академии труда и социальных отношений и факультета журналистики МГУ прошли международные конференции и семинары, посвященные проблемам мультикультурализма и толерантности в СМИ. В Московском институте мировой экономики и международных отношенийпрошел круглый стол на тему Россия - общество рисков?, посвященный нахождению путей минимизации социально-экономических факторов риска. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук представил цикл мероприятий, посвященных проблемам толерантности, среди которых был организован круглый стол «Историко-эволюционные факторы механизмов контроля социальной напряженности и оценка их воздействия на общество», семинар «Традиционная культура в современном мире и проблемы толерантности». В рамках IX Конгресса этнографов и антропологов России прошла секция «Этнография школы и ВУЗА. Этнокультурное образование: общественно-политический аспект». В институте социологии Российской академии наук совместно с Научным Советом по проблемам национальной политики Отделения общественных наук Российской академии наук прошел круглый стол «Социально-культурные основания межэтнического согласия», на котором выступила одна из участников проектной группы Л.М.Дробижева. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики провел цикл мероприятий, посвященных проблемам адаптации и интеграции мигрантов. В ходе семинаров и круглых столов рассматривались возможности эффективной адаптации мигрантов, а также ее ограничения в контексте политики толерантности. Факультет психологии Московского государственного университета им.М.В. Ломоносова в рамках XYIII Международного форума молодых ученых, аспирантов, студентов «Ломоносов-2011» провел круглый стол «Противодействие ксенофобии и экстремизму в современном мире» и секцию, посвященную психологии безопасности и противодействию терроризму. С результатами своей деятельности проектная группа выступила и в ходе работы V международного форума «Партнерство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении информационной безопасности и противодействии терроризму». В ходе реализации совместной программы Горбачев-Фонда и Института Кеннана «Вызовы культурного разнообразия в глобальном мире», прошел научно-практический семинар В поисках новых путей моделей межкультурного взаимодействия. В раках семинара были обсуждены проблемы межкультурного взаимодействия в поликультурном мире. Большое внимание было уделено разработке моделей, направленных на обретение согласия ради выживания человечества в многополярном мире, где в настоящее время наблюдается обострение национальных, этнических и межконфессиональных непримиримых противоречий. Помимо проведения семинаров и круглых столов, проводится активная теоретико-аналитическая работа в рамках проекта. Коллектив представлен шестью научными институтами. Это: Московский государственный университет, институт антропологии и этнологии Российской академии наук, институт социологии Российской академии наук, институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, институт социологии образования Российской академии образования, и наконец, государственный университет «Высшая школа экономики». В ходе выполнения проектных работ анализируются историко-эволюционные и социально-экономические аспекты толерантности и ксенофобии, этнокультурные и религиозные аспекты, проблемы терроризма и безопасности, проблемы миграции. Результатом проекта «Толерантность как фактор противостояния ксенофобии в российском обществе» станет книга из девяти разделов, которыми руководят известные ученые в различных областях гуманитарного знания. Разделы посвящены разработке методологии и технологии противодействия ксенофобии и формирования установок толерантного сознания в российском обществе. Содержание разделов охватывает следующий круг вопросов: методология социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии; историко-эволюционные истоки механизмов контроля социальной напряженности и оценка их воздействия на общество; социально-экономическая политика формирования толерантности, доверия и кооперации в обществе риска; ресурсы конструктивного межэтнического и межконфессионально диалога; миграционная стратегия для России и политика толерантности; молодежная субкультура, как зона потенциальных рисков пропаганды ксенофобии, фанатизма и экстремизма; ценностные ориентиры СМИ; модели и методы повышения информационной безопасности и диагностики рисков ксенофобии в реальном и виртуальном пространстве; социокультурные, коммуникационные, сетевые и психологические технологии конструирования индивидуального и социального толерантного поведения в российском обществе. К настоящему времени реализация проекта, связанного с разработкой междисциплинарной методологии социального конструирования толерантности и управления рисками ксенофобии в российском обществе, близка к завершению. Участниками проекта проведен анализ различных проблем, разработаны подходы к реализации основного замысла проекта и разработаны рекомендации по всем направлениям движения общества от парадигмы конфликта к парадигме толерантности как зоне, связанной с развитием сплоченности, доверия и солидарности в поликультурном, полиэтничном и поликонфессиональном российском обществе. Результатом данного проекта станет книга под названием «Управление рисками ксенофобии: от парадигмы конфликта к парадигме толерантности», в которой будет предложена социальная стратегия формирования толерантности в обществе как ресурс профилактики ксенофобии в российском обществе.


Дата публикации: 06/09/2011
Прочитано: 2903 раз
Дополнительно на данную тему:
Проблема социализации детей и подростков в условиях кардинальных изменений, происходящих в современном российском обществе
Информационная социализация: междисциплинарный и мультипарадигмальный подход
Взаимосвязь и взаимовлияние российской и французской гуманитарной науки в первой половине ХХ века.

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100