All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1102

Советы родителям

Индивидуальные особенности детей

Марцинковская Т.Д.



В отличие от личностных качеств, индивидуальные особенности связаны, главным образом, с динамикой работы нервной системы (почему и получили название психодинамических качеств), их невозможно изменить. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные.

В настоящее время описано пять основных психодинамических качеств, хотя, возможно, в будущем это число может измениться. Это импульсивность – рефлексивность, пластичность – ригидность, экстравертность – интровертность, экстрапунитивность – интрапунитивность, эмотивность. Каждое качество имеет как бы два полюса, характеризующие психологические проявления при крайних уровнях развития данного параметра.

Импульсивность – рефлексивность характеризует соотношение ориентировочной и исполнительской частей деятельности. У импульсивных детей свернута ориентировка (иногда практически отсутствует), они начинают любую деятельность сразу, не давая себе времени сориентироваться в обстановке. При таком быстром выполнении задания, они часто допускают много ошибок из-за недостаточно правильного понимания условий и задач деятельности. Противоположное качество называется рефлексивностью — ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он может начать что-то делать. Такие дети могут казаться на первый взгляд медлительными, так как обязательно должны досконально разобраться в том, что им требуется выполнить. Однако при развернутой ориентировке у них свернуто исполнение, которое часто уже с первого раза проходит безошибочно.

Важное значение имеет и такое качество как пластичность, которое связано с быстротой переключения от одной деятельности к другой, от одного настроения к другому. Противоположное качество - ригидность, характеризует невозможность такого быстрого переключения, фиксацию на каком-то настроении или действии. Ригидные люди часто просто не могут начать новое дело до того, как кончили старое. Точно также отличаются у пластичных и ригидных детей стили общения, так как пластичные быстрее формируют определенное отношение, но быстрее и изменяют его, в то время как ригидные дети придерживаются своих стереотипов и отношений, которые развиваются постепенно, в течение длительного времени, но зато и изменяются с трудом.

Хотя каждая пара качеств достаточно независима от других, тем не менее, пластичность довольно часто встречается у импульсивных детей, а ригидность – у рефлексивных. Поэтому важно определить, какие же индивидуальные черты свойственны Вашему ребенку, тогда нам легче будет понять причины его тревоги. Ведь импульсивного и пластичного легче напугать, поэтому постоянную тревогу и страх у таких детей может вызвать какой-то сильный испуг, но, с другой стороны, они быстрее успокаиваются, их легче можно отвлечь от тревожных мыслей и страхов. У ригидных и рефлексивных ребят испуг возникает не так быстро, но зато они дольше помнят обиды, тяжелые переживания, часто вспоминают ссоры между близкими людьми или возвращаются к несправедливым словам, сказанным Вами. Поэтому у них при неблагоприятных семейных условиях скорее, чем у пластичных детей может развиться тревога и страхи. 

Экстравертность или интровертность характеризует степень открытости миру, доверия к окружающему, которое, развиваясь в течение жизни, обуславливает контакты человека с внешним миром. Экстраверты, изначально открытые миру и доверяющие ему, легче сходятся с людьми. Отсутствие барьера в общении помогает не только вступать в контакты с незнакомыми, но и преодолевать конфликты, легко входить в новые компании и т.д. Для интровертных людей такая широкая связь с миром крайне затруднительна. Их закрытость, жесткие барьеры, препятствующие общению, приводят к тому, что новые ситуации, новый человек воспринимаются первоначально настороженно, и лишь постепенно это недоверие проходит. В то же время с близкими людьми могут налаживаться теплые, очень доверительные отношения, не всегда доступные экстравертированным людям. Однако наличие этого психодинамического качества не означает, что люди рождаются общительными или замкнутыми, эта черта формируется уже в процессе жизни, в зависимости от окружения, прежде всего от стиля общения, доминирующего в семье. У холодных, отгороженных матерей даже ярко выраженные экстравертированные дети не всегда вырастают открытыми и общительными. Отчужденность близких взрослых для такого ребенка особенно чувствительна, так же как запреты родителей приводить приятелей домой, проводить в компании сверстников значительную часть времени. При отсутствии внимания со стороны взрослых, такие запреты серьезно препятствует развитию у детей мотивации на общение, которое для них крайне важно. Недостаток общения их тяготит, поэтому данная ситуация может спровоцировать у экстравертных детей тревогу, конфликтность и озлобленность, правда, чаще эти качества ярко проявляются не в дошкольном, но в подростковом возрасте, однако их истоки появляются именно к 5-6 годам.

В то же время умение создать для ребенка теплую атмосфера, привязанность к близким, помогает преодолеть закрытость интровертированного ребенка. Хотя широкие контакты, общение с незнакомыми может и позднее вызывать дискомфорт, однако в этом случае дети могут быть очень общительными, любить компании и интересоваться другими людьми. 

Важным моментом, на который необходимо обратить внимание родителям интровертных детей, является тот факт, что мотивация на общение с чужими незнакомыми людьми у таких детей возникает постепенно. Поэтому у них могут появляться серьезные трудности в общении со сверстниками и во дворе, и в группе детского сада. Постепенное вхождение в группу, учет того, что такому ребенку не обязательно постоянно участвовать во всех шумных играх детей, даст возможность и достаточно закрытым, отгороженным детям 4-5 лет без проблем войти в контакт с другими ребятами. Однако игнорирование воспитателем индивидуальных особенностей Вашего ребенка и конфликты, возникающие со сверстниками, могут превратить общение с ними в тяжелое испытание для психики ребенка, вызвать тревогу и страхи, которые связываются и с детским садом, и с взрослыми, работающими там, и с ребятами.


Следующая страница (2/3) Следующая страница

Дата публикации: 20/06/2007
Прочитано: 2810 раз
Дополнительно на данную тему:
Тревожный ребенок
Качества личности детей
Готовность к школе

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100