Гуманистическая психология
Марцинковская Т.Д.
Общая характеристика гуманистической психологии
Психоаналитическое направление, впервые поставившее вопрос о необходимости исследования мотивации и структуры личности, обогатило психологию многими важными фактами. Но этот подход игнорировал изучение таких важнейших фактов как качественное своеобразие личности каждого человека, возможность сознательно и целенаправленно развивать определенные стороны «образа-Я» и строить взаимоотношения с окружающими. Вызывала возражения ученых и идея психоанализа о том, что процесс развития личности заканчивается в детстве, тогда как экспериментальные материалы показывали, что становление личности – это процесс, который происходит в течение всей жизни.
Не мог быть признан удовлетворительным и подход к исследованию личности, развиваемый в рамках бихевиористического направления. Эти работы, сосредотачиваясь на изучении ролевого поведения, игнорировали вопросы внутренней мотивации, переживаний личности, также как и исследование тех врожденных качеств, которые накладывают отпечаток на ролевое поведение человека.
Осознание этих недостатков традиционных психологических направлений привело к появлению новой психологической школы, получившей название гуманистической психологии. Это направление, появившееся в США в сороковых годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателем является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны в психологическую науку Фрейдом, Бинэ, Сеченовым и другими учеными. «Теперь мы можем сослужить такую же службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера» – писал он.
Развитие гуманистической психологии стимулировала и та идеология, которая сложилась в обществе и в психологической науке после второй мировой войны. Если первая мировая война показала всю меру бессознательной жестокости и агрессии человека, ужаснувшие общественное мнение и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения, то вторая мировая война, не опровергнув наличие этих качеств, выявила и другие стороны человеческой психики. Поведение многих людей в экстремальных ситуациях проявило и их стойкость и стремление сохранить достоинство в самых трудных условиях, возможность осознанного выбора своей судьбы.
Эти факты, также как и данные, полученные психологией личности в 30-50-е годы, показали и ограниченность чисто механистического, биологического подхода к человеку, объясняющего развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением к адаптации. Нужны были новые подходы, объясняющие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей. Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественнонаучной детерминации, игнорируя философские постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обращаются к достижениям философии ХХ века, прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека. Так появляется и новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации всех своих потенциальных возможностей.
Частично пересматриваются и принципы, объясняющие взаимоотношения человека с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, гуманистическая психология, хотя и подчеркивала неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старалась изучить разнообразные механизмы общения, описав сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.
Таким образом, и логика развития психологии, и идеология общества приводили с необходимостью к появлению нового, третьего пути в психологии, который как раз и стремилась сформулировать гуманистическая психология, развиваемая Г. Олпортом (1897-1967) , А. Маслоу (1908-1970) и К. Рождерсом (1902 - 1987).
Авторы
|
Движущие силы развития и структура личности
|
Основные достижения
|
Г. Олпорт
|
Основные и инструментальные черты, набор которых уникален и автономен
|
Открытость системы человек – общество, опросники
|
А. Маслоу
|
Иерархия потребностей, приоритет бытийных или дефицитарных потребностей
|
Потребность в самоактуализации, механизмы идентификации и отчуждения
|
К. Роджерс
|
«я-концепция» в центре которой гибкая и адекватная самооценка
|
Конгруэнтность, личностно-ориентированная терапия
|
Дата публикации: 26/07/2007 Прочитано: 10116 раз Дополнительно на данную тему:
Глубинная психология (психоанализ)
БИХЕВИОРИЗМ
Когнитивная психология
Экзистенциальная психология
Общая характеристика методологического кризиса в психологии
Общая характеристика гештальтпсихологии
Генетическая психология
|