All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1090

Психологические теории

БИХЕВИОРИЗМ

Марцинковская Т.Д.


Методология бихевиористской  концепции  была заложена американским Д. Уотсоном (1878-1958), в работе которого «Мир, как его видит бихевиорист» (1913) новое направление впервые заявило о себе. Однако первое экспериментальное изучение связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихевиоризма, появилось раньше и было осуществлено Э. Торндайком (1874-1949). Торндайк, строго говоря, еще не принадлежал к этому направлению, и разрабатывал свои эксперименты ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно эти работы, открытые им методики и законы, стали ведущими в работах бихевиористов. Это и дает основания включить концепцию Торндайка в бихевиоральное направление.
Бихевиоризм сделал предметом своего исследования поведение, с чем связано и новое название психологии (behavior -  поведение). При этом под поведением  понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования  объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и явилось причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Вслед за функционализмом, бихевиористы считали, что необходимо изучать целостные реакции организма, как функции, направленные на обеспечении какого-то процесса или достижения определенной цели. Недаром и Чикагская, и Колумбийская школы функционализма стали фундаментом для появления  концепции бихевиоризма.
Анализируя  развитие психологической науки, Уотсон пришел к мнению о том, что прямого и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания  не существует. Поэтому он выдвинул  идею о  необходимости пересмотреть задачи психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объективной и экспериментальной наукой, не имея объективного метода исследования своего основного предмета. По мнению Уотсона, необходимо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет связан  с психической сферой человека и, одновременно, доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и являлось поведение, которое, как доказали в своих работах А. Бэн, Г. Спенсер, И.М. Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как и сознание. Идя вслед за этими теориями, Уотсон доказывал, что поведение является единственным объектом,  доступным изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения.
Анализ структуры и генезиса поведения, факторов, которые помогают и препятствуют становлению связей между стимулом и реакцией – эти вопросы и стали центральными для бихевиоризма. При этом развития поведения (появление все новых связей между S и R) фактически отождествлялось с развитием психики как таковой.
Идея о том, что в основе развития поведения лежит формирование все новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к убеждению в том, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный, окружающая среда. Этот подход, получивший название социогенетический (в отличие от биогенетического, в котором ведущей является наследственность), получил свое наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет никаких врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). На этих нескольких рефлексах и выстраивается все содержание психической жизни. Таким образом формирование психики, содержания сознания, происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда.  При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. То есть адаптация  в этой школе, как и в функционализме, является главной детерминантой, определяющей направление психического развития.

Следующая страница (2/3) Следующая страница

Дата публикации: 23/08/2007
Прочитано: 5723 раз
Дополнительно на данную тему:
Глубинная психология (психоанализ)
Гуманистическая психология
Когнитивная психология
Экзистенциальная психология
Общая характеристика методологического кризиса в психологии
Общая характеристика гештальтпсихологии
Генетическая психология

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100