All psychology Все о психологии
All psychology Все о психологии  
   
 
Навигация

Энциклопедия
 Персоналии
 Глоссарий
Информация
 Обратная связь
 Рекомендовать нас
 Copyright
 Статистика
 Ссылки
Поиск

Опросы
Какие разделы психологии Вас больше всего интересуют:

Исследовательские методики
Тесты интеллекта
Тесты индивидуальных и личностных качеств
Теоретические статьи о проблемах психологии
Советы родителям



Результаты
Другие опросы

Ответов 1093

Психология личности

Общая характеристика понятий индивид, индивидуальность, субъект, личность

Марцинковская Т.Д.


В психологии выделяется несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношения к внешнему миру. Каждое их них имеет специфическое значение, подчеркивающее определенный аспект в сложной картине внутреннего мира людей.
Понятие индивид рассматривает человека как представителя своего биологического класса ”Homosapiens”. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врождены, а некоторые из них и передаются по наследству. Хотя сами по себе качества индивида и не содержат психологические свойства, однако они необходимы для нормального развития психики, становления индивидуальных особенностей и качеств личности, как, например, кора больших полушарий необходима для развития познавательных процессов.  
Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, то есть не передаются детям от родителей, но связаны со спецификой работы нервной системы и потому часто проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обуславливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества, конечно, развиваются в процессе жизни, становясь все более выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят друг на друга, чем подростки или взрослые люди. В то же время какие-то черты, не востребованные ситуацией, наоборот, затухают, какие-то частично изменяются. Однако полностью изменить индивидуальность человека невозможно.
Современная психология выделяет два уровня в становлении индивидуальности. Первый – связанный с особенностями строения и динамики работы нервной системы, представлен отдельными чертами или качествами, например, скоростью переключения или ориентировки. Так как эти черты связаны, как было сказано с динамикой, они получили название психодинамических качеств. Латеральная организация мозга (то есть доминирование правого или левого полушария), также влияет на развитие индивидуальности.
Однако важны не столько сами по себе эти черты, сколько из связь между собой, та диспозиция индивидуальных особенностей, которая складывается в определенный тип личности. Именно это сочетание отдельных черт и обеспечивает своеобразие поведения, общения и познания человека, которая проявляется в индивидуальном стиле жизни, присущем ему.
Понятие субъект связано, прежде всего, с пониманием того факта, что активность исходит именно от человека, а не извне, из ситуации. Субъект как носитель активности, сам выбирает направленность и объекты своей деятельности, так как источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Окружающая ситуация, психологическое «поле предметов», может лишь актуализировать ту или иную потребность, расширять способы ее удовлетворения.
 Понятие личность подразумевает те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружающими, воздействия социальной ситуации. Так как все люди, не подвергшиеся искусственной изоляции в первые месяцы жизни, испытывают эти воздействия среды, то каждый человек является личностью в этом плане, так как его индивидные предпосылки развития психики изменяются под воздействием культуры, социума.
В то же время существует и еще один уровень в развитии личности, подразумевающий способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, сделать разумный и сознанный выбор и преодолеть давление «поля», ситуации. Как правило, это происходит в тех случаях, когда требования среды приходят в противоречие с ведущей мотивацией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.

Дата публикации: 27/08/2007
Прочитано: 17222 раз
Дополнительно на данную тему:
Индивидуальные качества и стиль жизни человека.
ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Понятие «идентичность» в зарубежной психологии.
Нарратив как метод исследование психологических особенностей личности подростка

Назад | Начало | Наверх



© PHP-Nuke
© Rus-PhpNuke.com
Copyright All psychology © 2007

Яндекс цитирования Rambler's Top100